Себестоимость
Всем отличного дня! Сегодня мы с вами поговорим о себестоимости товаров и услуг. Данный показатель является главной отправной точкой при формировании конечной цены на продукт, который вы производите или перепродаете.
Знание себестоимости товара помогает вам определить размер минимальной наценки при его реализации и позволяет выстраивать ценовую политику таким образом, чтобы вы не работали себе в убыток и получали прибыль.
В этой статье мы рассмотрим основные факторы, влияющие на себестоимость товаров, а также дадим практические советы по ее грамотному вычислению.
Что такое себестоимость простыми словами?
Если говорить простым языком, то себестоимость продукта или услуги, это ваши затраты на производство товарной единицы, которую вы выставляете на продажу.
Грамотное определение данного параметра имеет огромное значение и необходимо для того, чтобы вы могли правильно выставить ценник на товар, то есть продавали его по цене, превышающей производственные затраты.
Рассмотрим важность определения себестоимости товара на простом примере. Предприниматель открыл небольшой цех по производству копченой рыбы. И, естественно, перед ним встает вопрос, в какую цену продавать готовую продукцию.
Себестоимость одного килограмма продукции составляет порядка 37,5 рублей. Соответственно, для того чтобы получать прибыль, владельцу бизнеса необходимо реализовывать продукцию по цене превышающий данный показатель. Эта разница двух «ценников» по факту и будет составлять доход предприятия.
Если оно производит в целом порядка 400 килограмм копченой рыбы в месяц, и продает ее за 110 рублей за «кило», то его прибыль составит порядка 30 тысяч рублей.
При этом предельно важно грамотно определить себестоимость товара и не забыть учесть все затраты. То есть, нельзя просто взять и посчитать в какую цену предприятию обходится сырье и на основании этого сделать наценку. Эта цифра будет неточной, так как вы, помимо закупки «заготовок», несете и другие расходы.
Как определить себестоимость товара?
- Затраты на закупку сырья. Это любые материалы, продукты, запчасти и другие «исходники», используемые в производстве;
- Оплату труда работников и различные выплаты. То есть, те средства, которые вы ежемесячно выплачиваете людям, занятым на производстве. Сюда же относятся и социальные выплаты, например, в пенсионный фонд, налоговую инспекцию и т.д.;
- Износ оборудования. В процессе работы предприятие использует различную технику: компьютеры, специальные станки, производственные линии, транспорт и т. д. Любой технический агрегат имеет свой срок службы и его амортизация также относится к расходам, которые необходимо учитывать;
- Транспортные затраты. Сюда относятся расходы на горючее, «съеденное» вашим служебным автомобилем или затраты на оплату услуг логистической компании;
- Коммунальные услуги. Ни для кого не секрет, что «свет», вода, газ и другие блага цивилизации стоят определенных денег и они также входят в себестоимость товаров и услуг;
- «Некондиция». В любом производстве случается брак, который не подлежит продаже. И потери на таких некондиционных изделиях также закладываются в стоимость качественных продуктов;
- Прочие расходы. Это траты на обучение сотрудников, хозяйственные нужды, закупку спецодежды и т.д.
Многие расходы из приведенного выше списка нельзя напрямую пересчитать на одну единицу товара. Поэтому, для того, чтобы определить «условную» себестоимость продукта вам нужно взять все расходы за один месяц и разделить их на среднемесячную производственную норму.
Вернемся к примеру с цехом по копчению рыбы. Если предприятие тратит на свое «жизнеобеспечение» порядка 15 тысяч рублей в месяц и при этом производит за данный период около 400 килограмм рыбы, то нужно 15 000 разделить на 400, и таким образом получается, что средняя цена одного килограмма готовой продукции составляет порядка 37,5 рублей.
При этом нельзя забывать о том, что размер наценки на товар ограничен его среднерыночной стоимостью, и она может доходить лишь до определенного предела. То есть, вы не сможете продавать за 200 рублей тот товар, который все реализуют по ценнику в 150 «целковых».
И если производителя не устраивает размер чистой прибыли, которую он получает, то ему стоит подумать над снижением издержек.
Здесь возможны самые различные варианты. Он может автоматизировать производство, чтобы сэкономить зарплатный фонд, найти поставщика с более выгодными ценами, оптимизировать систему доставки и т.д.
Если ваш бизнес построен на перепродаже готовых товаров, то на их себестоимость влияют уже другие факторы:
- Оптовая стоимость. Это цена, по которой вы приобретаете товар у поставщика;
- Транспортные расходы. В данной графе учитываются деньги, потраченные на оплату услуг перевозчика, почтовые пересылки, горючее (если вы ездили на личном авто) и т.д.;
- Оплата хранения. Сюда относятся деньги за аренду помещения, где вы складируете товар;
- Организационные расходы. Оплата труда продавцов, аренда магазина, коммунальные платежи и т.д.
Если говорить о торговле, то здесь главный путь к снижению издержек — это увеличение размера закупочных партий. Законы рынка таковы: чем больше количество приобретаемого товара, тем ниже стоимость каждой покупаемой единицы.
Именно поэтому крупные торговые сети, состоящие из множества магазинов, зачастую, имеют возможность продавать товары по более низким ценам, нежели предприниматели, имеющие одну или две торговые точки.
Расчет себестоимости услуг
Данная деятельность построена на продаже времени, квалификации и профессиональных знаний работников, а не конкретного товара.
При организации бизнеса в сфере услуг, предприниматель практически не тратится на сырье и производственное оборудование. Основу его расходов составляет оплата труда работников, которая играет главную роль, при определении себестоимости предоставляемых услуг.
В ряде случаев, здесь может учитываться и стоимость различных расходных материалов.
Допустим, если речь идет о парикмахере, то в «ценник» на услуги изначально будет заложена его зарплата за несколько часов, а также расход различных косметических средств: шампуни, пенки, гели и т.д.
Дополнительно в себестоимость закладывается и аренда офисных помещений.
Таким образом, получается, что определение себестоимости продукта помогает предпринимателям решать три важные задачи:
- Грамотно устанавливать цену на товар или услугу;
- Определять размер прогнозируемой прибыли;
- Своевременно принимать меры, направленные на снижение издержек.
В итоге, можно сделать вывод, что каждый предприниматель должен пристально следить за данным показателем. На этом я с вами прощаюсь! И пусть ваши доходы всегда с лихвой покрывают расходы!