Маржа
Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о марже, являющейся одним из главных инструментов анализа степени рентабельности бизнеса.
Маржа показывает насколько успешно развивается ваша компания, правильно ли вы ведете ценовую политику и каков прогноз доходности вашего бизнеса. И главное – она позволяет вовремя выявить все финансовые риски и своевременно принять нужные управленческие решения.
Сегодня мы расскажем вам, как правильно высчитывать размер маржи, а также о том, какую роль она играет в бизнесе, построенном на производстве товаров, в деятельности банков и на рынке брокерских услуг.
Что такое маржа простыми словами?
Если говорить упрощенно, то маржа — это ничто иное, как разница между «продажной» стоимостью товара и суммой, затраченной на его производство (себестоимостью). Она показывает размер чистой прибыли организации в валютном или процентном эквиваленте.
Отслеживая динамику данного показателя за определенный период, можно проанализировать, в каком состоянии находится бизнес, и составить грамотный финансовый прогноз.
Именно поэтому маржа является одним из ключевых инструментов при финансовой диагностике предприятий.
Маржа имеет большое значение в страховой, финансовой деятельности и в работе биржевых брокеров.
Маржа в производственной сфере
Если говорить о предприятиях, занимающихся производством товаров, то, в данном случае, маржа показывает размер чистой прибыли с продажи того или иного продукта.
Приведем простой пример. Бизнесмен Иван Сидоров, изготавливает и реализует оптовикам деревянные комоды. На производство одной единицы товара он тратит 3 000 рублей, а продает ее за 4 600 рублей.
В данном случае маржа в денежном эквиваленте равна 1600 рублям. Можно высчитать ее размер в процентах. Для этого необходимо от цены предмета (4 600 р.) отнять его себестоимость (3 000 р.), разделить результат на цену комода (4 600 р.) и умножить получившуюся сумму на 100. Таким образом, мы видим, что маржа в данном случае составит 34,7%.
А теперь предположим, что Сидоров решил оценить, как развивается его бизнес. Для этого достаточно сравнить маржу на настоящий период с аналогичными цифрами, например, двухлетней давности.
Если он увидит, что пару лет назад маржа составляла 60%, год назад 40%, а теперь 34,7%, то можно смело делать вывод, что предприятие в последние годы теряет доход, а следовательно, и рентабельность.
Конечно, дела у Сидорова не столь плохи и его бизнес приносит прибыль, но прогноз в данном случае уже неблагоприятный. В этой ситуации предприниматель должен забить тревогу и найти причину столь безрадостной динамики: неправильная политика ценообразования, слишком высокие издержки и т.д.
При этом, важно знать, что маржа, безусловно, является важным элементом анализа финансовой эффективности предприятия, но она не может использоваться как единственная единица измерения его рентабельности.
На это есть две причины:
- При расчете маржи не учитываются многие факторы, влияющие на доходность предприятия (сезонность, экономическая обстановка в стране и т.д.);
- Понятие «издержки» весьма обширно, и многие предприниматели вкладывают в него разный смысл.
То есть, одни экономисты вычисляют маржу, ориентируясь на стоимость расходных материалов, используемых для производства товара. Другие — берут в расчет абсолютно все затраты: зарплату работников, амортизацию оборудования, аренду помещения, оплату электричества и т.д.
Маржа в сфере банковских услуг
В банковской сфере маржа является одним из показателей рентабельности работы организации, и высчитывается, как соотношение доходов и расходов учреждения.
Банки и микрофинансовые организации не производят никаких продуктов. Они получают прибыль от предоставляемых клиентам займов и грамотного вложения имеющихся у них средств. Основные расходы банков связаны с обеспечением деятельности учреждения, а также с выплатой процентов вкладчикам.
То есть, маржа, здесь, как правило, рассчитывается уже не за единицу товара (кредит), а за определенный период.
Если говорить упрощенно, то банк, для того, чтобы продолжать получать хорошую прибыль, должен внимательно следить за соотношением процентов, которые он выплачивает вкладчикам (расход), к процентам, взимаемым с клиентов, взявших кредиты (доход).
То есть, главная задача банковской маржи — это определить, насколько эффективно учреждение использует имеющиеся у него средства.
Существует несколько способов высчитывания банковской маржи. Часто это разница между общей суммой средств учреждения, и прибылью, которую оно получило за определенный период.
Маржа на бирже
Брокеры используют данный показатель для определения степени рискованности операций, проводимых конкретным клиентом. Для этого анализируется состояние его лицевого счета. В качестве основных критериев выступают стартовые показатели на счете клиента и обозначенный минимум.
Брокерская маржа принципиально отличается от банковской и производственной. В данном случае главная задача маржи – показать насколько данный клиент кредитоспособен и стоит ли предоставлять ему заем. То есть, при брокерских сделках маржа — это ничто иное, как финансовая история клиента, и она позволяет ему быстро получать виртуальные займы.
Если брокер видит, что с момента начала игры на бирже человек увеличил свой бюджет и его доход продолжает расти, то ему, в случае необходимости, легко предоставят виртуальный заем. Если же за время участия в биржевых операциях клиент продемонстрировал отрицательную динамику своего лицевого счета, то ему, скорее всего, не позволят «играть» в долг.
Таким образом, получается, что маржа — это один из главных финансовых показателей, который позволяет определить, насколько успешен и прибылен ваш бизнес.
Маржинальный анализ помогает найти идеальное соотношение между расходами на производство товара и ценой, по которой он реализуется. Более того, именно отслеживание маржи позволяет своевременно выявить и оценить все риски. На этом все, надеюсь, всем было понятно, что такое маржа и как ее определить!