Корпоративная социальная ответственность компании
Чтобы понять, что такое ответственность бизнеса за социальную защищенность своих подчиненных и общества в целом, стоит вспомнить начало зарождения этого явления.
В середине XX-го века в Америке и прогрессивных странах Европы, меняющиеся условия общественного сознания и деловых отношений, привели владельцев частного бизнеса к пониманию — только заботясь о ресурсах, можно добиться больших успехов.
Проявлялось это в появлении новых стандартов для условий работы, качестве медицинского обслуживания сотрудников — страховые полисы, включающие в себя оплату внушительного списка заболеваний и оплачиваемые больничные листы.
Денежная помощь сотрудникам при несчастных случаях, бесплатные завтраки и обеды на предприятиях. Все эти факторы возникали постепенно, в конкурентной борьбе за рынок сбыта и лучшие заказы. За счет них складывалась репутация фирмы, а значит повышалось доверие со стороны общественности.
Стали создаваться профсоюзы на крупных предприятиях — они вели активную борьбу за права рядовых сотрудников. Уже никто из управленцев и владельцев не мог без причины уволить сотрудника, сократить его должность.
В начале 80-ых годов XX века начали возникать проблемы с природным фоном — вредные выбросы в воздух, воду и землю отравляли обширные территории, люди больше болели.
Из-за этих причин, корпорации-производители были вынуждены переходить на «чистые» отходы — устанавливались очистные сооружения, фильтры, применялись улучшенные технологии обработки материалов.
Представители власти также были вовлечены в меняющиеся условия на фирмах, и вне их. Общественное мнение выступало за отмену «диких» методов капитализма, бизнес переходил на «человеческие» нормы.
Сегодня основными направлениями ответственности в социальном плане являются:
- Рост успешности компании
- Улучшения условий для работников, крепкие отношения с партнерами
- «Чистые» отходы
Чем крупнее компания, тем строже относится к выполнению обязательств, взятым на себя перед обществом. Ведь это влияет на имидж фирмы, успешность сделок, адаптацию в мировом сообществе.
Давая своим работникам удобные места для работы, возможность лечиться и отдыхать со льготами, владельцы показывают себя ответственными работодателями. Независимые волонтерские фонды помощи, открываемые ими, решают проблемы бездомных, тяжело больных, безработных.
Государственные органы помогают правильно распределить средства нуждающимся. Действуя совместно, государство и бизнес качественно меняют уровень жизни народа. Это и есть проявление социальной ответственности.
Как начиналось в Соединенных штатах Америки?
Уже в конце XIX-го столетия, в Америке появились первые меценаты, которые жертвовали огромные суммы для развития и образования людей. Крупный магнат Рокфеллер создвал центры добровольных пожертвований для больных и бездомных.
Владелец сталелитейных заводов Карнеги на свои средства открывал бесплатные библиотеки для всех. Это были добровольные начинания, для повышения образованности населения, помощи самым незащищенным слоям.
Правда, во время Великого кризиса — 30-е годы XX века, добровольные пожертвования были приостановлены. Основными задачами стали сохранение рабочих мест, и возможность выплачивать заработок рабочим. Страна переживала не лучшие времена, было не до благотворительности.
После выхода из кризиса, в Америке снова стали возникать центры помощи, создавались общественные школы, библиотеки. Стабильность в экономике позволяла владельцам думать уже не только о заработках рабочим.
В крупных компаниях появились льготы для рабочих, столовые, доставка бригад на предприятие. Помощь малоимущим и сиротам. Ответственность за социальный уровень в обществе заново возрождалась, развивалась.
Владельцы крупного бизнеса основали фонд «Развитие экономики». Здесь политики и представители власти получали консультации по вопросам бизнеса, финансов. Действуя сообща, частные предприниматели и государство добивались экономической стабильности.
Сегодня широко известные, мировые компании работают по принципам безотходности, или без вредных выбросов, и отходов. Эти меры позволяют не ухудшать состояние экологии, не нарушать природный фон.
Не использование детского труда, отказ от сомнительных партнеров — показатель ответственности компании за себя и общество. Успешно развиваясь, бизнес может помогать обычным людям, и делает это.
Известны примеры, когда успешные предприниматели становились добровольными спонсорами для исследований болезней рака, СПИДа, полиомиелита. И не только исследования, но и лечение оплачивалось их средствами.
Такие способы показывают заботу о каждом человеке. А каждый человек становится участником глобального проекта — ответственности за себя, за свою работу, страну, планету.
В странах западного мира, ведущие бизнесмены давно пришли к выводу, что только качество и низкая цена — это не все, что может привлечь покупателя, клиента. А имидж компании, ее общественная деятельность, становятся отличным способом завоевать потребителя.
Корпоративная социальная ответственность в России
У нас сравнительно недавно стали применяться мировые стандарты ведения бизнеса. Крупные компании, начинающие выходить на международный уровень, переходят на правила, принятые в мировом сообществе.
Это касается всего, что связано с деятельностью фирмы, ее влиянием за пределами организации. Ответственность в социальном плане также подстраивается под общепринятые мерки.
Характерно то, что бизнес, не пытающийся выйти за пределы нашей страны, не применяет нормы, обязательные в мире. Есть организации, разного масштаба, не соблюдающие условия для работников.
Теневые формы ведения дел — не выплачиваются налоги, не отчисляются НДС, нет официального трудоустройства сотрудников, никаких гарантий. В таких фирмах не оплачивается отпуск, больничные листы, отпуск по уходу за ребенком.
Можно назвать такие предприятия социально безответственными. Люди, работающие там, также не несут никакой ответственности — нормой считаются прогулы, кражи, не исполнение своих рабочих обязанностей.
Есть крупные компании, частично исполняющие закон — в отчетах для ФНС показывается малая часть зарплаты сотрудников, налоги платятся не полностью. Все льготы также наполовину. Рядовые сотрудники здесь социально защищены только на 50%.
Организации такого типа не смогут выйти со своим бизнесом или продуктом на международный уровень — несоблюдение общих стандартов и правил закрывает все двери в мировом сообществе.
Новая волна молодых предпринимателей и бизнесменов, напротив, ориентирована на организацию своих предприятий по мировым стандартам. Рабочие, служащие здесь являются основным ценным ресурсам, им создаются условия для нормальной работы, отдыха.
Например, дополнительные медицинские страховки, оплачиваемые работодателем, бесплатное питание на работе, удобные рабочие места, столовые. Льготные условия для лечения в санаториях, возможность обучаться за счет фирмы — все это привлекает лучших работников, предприятие процветает.
Все больше компаний переходят на использование очистных сооружений на своих производствах, органические материалы, фильтры, вторичные ресурсы — эти меры помогают сохранять природный фон, избегать нанесения вреда людям.
Свои достижения фирмы выкладывают на собственных официальных сайтах, что помогает узнать о них широким массам населения во всем мире. Создается делами хорошая репутация компании, способствующая успеху.
Ответственность в социальном плане у нас в стране развивается по 2-м направлениям:
- Помощь людям преклонного возраста и участникам ВОВ
- Повышение образованности молодых людей
Для нормальной жизни людей преклонного возраста, ветеранов войны выделяются средства помощи, организовываются разные мероприятия с их участием. Такие меры помогают пожилым чувствовать себя нужными, защищенными.
Для молодежи и взрослых организовываются семинары, обучающие центры, курсы переподготовки — все, что помогает успешно начать свою самостоятельную жизнь, и остаться в ней востребованным.
Широкую поддержку получают центры исторического и культурного наследия страны — музейные экспозиции, театры. С помощью спонсорских вложений, организовываются турне, выездные выставки, сайты, с богатым наследием. Это дает возможность большему числу людей во всем мире познакомиться с традициями, шедеврами наших народов.
Крупнейшие корпорации — Газпром, Аэрофлот, Сбербанк, РЖД работают в условиях повышенной ответственности перед социумом. Учитываются интересы сотрудников компаний, их клиентской базы. Эти организации с успехом реализуют себя в нашей стране, и за рубежом.
Только находясь во взаимодействии и сотрудничестве с общественностью, большой бизнес способен успешно реализовывать свои коммерческие стратегии, стабильно развиваться. Формируя общество, помогая ему реализовать свои планы, потенциал, они становятся популярными, нужными.
Относясь бережно к ресурсам фирмы, в которой работает, к своему дому, окружающей среде, детям, родителям, человек повышает ответственность в социальном плане. Ответственность предприятия, фирмы складывается из ответственности каждого из нас.
Все эти факторы, связанные между собой, создают тот особый склад отношений к себе, к окружению, который и понимается по корпоративной социальной ответственностью.